Персональный сайт
Честненков С. А.

mailto:ChestnenkovSA@yandex.ru





Главная страница




ВСЯКОРАЗНО



ХАЗАРСКИЙ ИТИЛЬ
ВОЗМОЖНОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.



ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД IXв.
ВОЗМОЖНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ.




СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ [Л] - [В]

          ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ [Л] - [В]           
            хВОЛЫНЬ
ЛАДА/ЛЕЛЬ - ВОДО/ЛЕЙ

Славянский бог(и) Лада(/Лель) трактуется как ритуальные заклинания "Вода/лей". Вероятно соотносится с зодиакальным созвездием.

Славянских Ладу/Лея сопоставляю с ведическими Вата и Вайю

   «Замены и смешения звуков Л - В встречаются довольно часто
 в речи детей.»
  («Дифференциация звуков  [л] — [в]»
 Шарипова Валентина Сергеевна, учитель логопед).



ЗАКЛИНАНИЕ ДОЖДЯ

           Интересна трактовка слаянских богов Лады, Леля и припевок типа "Лей! Ладо!, Лель! Ладушки! Лей! и т.п. с учетом перехода "в" и "л". Получается, что припевка "Лада Лель" является призывом "Лей! Вода! Лей!" ("Вей Лада!"), а богов Ладу и Леля можно интерпретировать как Водо/лея.
    (Как не вспомнить названия двух агрегатных состояний воды - вода и лёд(а), связанные с водой слова — ладья, лодья, лодка, плыть, плот, лить).

        Приведем некоторые цитаты из книги "Язычество древних славян" Б. А. Рыбакова, в которой автор толкует богов Ладу и Леля:
   "... В полном согласии с этим находятся те этнографические песни XVIII — первой половины XIX в., в которых Лада называется матерью, святым божеством или приравнивается богу в весенних молениях о дожде и урожае..."
    "...В Болгарии девушки под новый год проводят гадание, называемое «ладуванием». Для гадания доставали «немую воду» (т. е. взятую молча), ставили ее на ночь под звезды, а затем бросали в нее свои перстеньки. При извлечении перстней пелись песни с припевом «Тай-Ладо!»..."
     "...В целом обряды и песни, связанные с Ладой, охватывают март, апрель, май и июнь. Они не исполняются зимой (за исключением гаданий о женихе) и не исполняются в момент окончательного созревания колосьев и жатвы (июль — август). Нет их и во время урожайных празднеств. Первые песни в году с обращением к Ладе поются во время «закликания весны»..."
      "...Закликание весны и пение веснянок производилось на высоких местах: люди выходили на вершины холмов, влезали на деревья, по угловым торцам влезали на крыши изб и оттуда приветствовали весну.
       Все остальные обряды с исполнением, песен в честь Лады неразрывно связаны с весенне-летним аграрно-магическим циклом молений о дожде, праздников зелени, первых всходов, первых колосьев и т.п. Замыкается этот цикл периодом колошения яровых хлебов в июне месяце. Последним сроком являются купальские празднества летнего солнцестояния; после этого молитвенные обращения к Ладе прекращаются..."
    "...Известна еще одна сербохорватская весенне-летняя песня-молитва о дожде, где Ладу называют высшим божеством:
Molimo se, Lado,                        Молимся, Лада,
Molimo se višnjem bogu.            Молимся вышнему богу.
Oj, Lado, oj!                               Ой, Лада, ой!
Da popuhne, Lado,                   Да подует. Лада,
Da popuhne tihi vjatar,               Да подует тихий ветер,
Oj, Lado, oj!                               Ой, Лада, ой!
Da udari, Lado,                        Да ударит, Лада,
Da udari rodna kiša.                Да ударит урожайный дождь,
Oj, Lado, oj!                              Ой, Лада, ой!

Все песнопение о дожде пронизано именем Лады..."


     Как видно из приведенных выше цитат, славянских Ладу и Леля и Полеля вполне можно считать Водой и Водолеем, а также ветром приносящим дождь - " вода лей, поливай, вей лада, повей":
"Да подует Лада, Да подует тихий ветер, Да ударит, Лада, Да ударит урожайный дождь".

      Рыбаков Б. А. в своих работах трактует Ладу как божество плодородия - богиню мать, что в общем не противоречит плодотворной роли воды, особенно для земледельцев.
Лада возможно соотносится с сезоном "Лето".
 


ВЕДИЧЕСКИЙ ЛАДА


    Ладу  и Лея (Вея?) можно сопоставить с ведическими Вата и Вайю - богам ветров. "Мифологический словарь":
 "Вата (ветер), в ведийской мифологии божество ветра. Вата тесно связано с Ваю, на основании чего иногда объединяют эти два имени в единый мифологический образ ... Вата - перворожденный, он - дитя мира, друг вод, дыхание богов ... Вата связан с богом грозовой тучи и дождя Парджаньей. Отсюда и связь Ваты с дождем, бурей, грозой..."
(В двух гимнах Ригведы посвященных Ваю (РВ.Х.168, 186), восхваляется только Вата).

   




ОСТАВИТЬ
КОММЕНТАРИЙ.



Сайт управляется системой uCoz


Яндекс.Метрика