Персональный сайт
Честненков С. А.

mailto:ChestnenkovSA@yandex.ru





Главная страница


ГИПОТЕЗА "КИСЛОРОДНОГО КОНТРОЛЯ" ОЛЕДИНЕНИЙ ЗЕМЛИ


ЛЕТОПИСНОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАРОДОВ (варязи ... русь ... фрязи)


ДРЕВЛЯНЕ КАК "ZERIUANI" БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА


  "ОЛЕГ КНЯЗЬ ВЕЩИЙ РУСИ" = "ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЕСИЯ РУСИ"
(притянуто к результату, но...)
          КНЯЗЬ РУСИ
          ОЛЕГ КНЯЗЬ
          КНЯЗЬ ВЕЩИЙ



ВОЛОС скотий
Σκύϴοι - "скоутий", "скуфий"


ПЕРВОБЫТНОЕ РЫЦАРСТВО.
           АВАРЫ
          
ВАРЯГИ
          
ИЗ ИНДИИ ИДЕМ, ЦЫГАН С СОБОЙ БЕРЕМ



ВИШНА, КРИШНА, ШИВА И ЗМЕЙ




ВСЯКОРАЗНО
Первобытное рыцарство.

ТЮРКИ.

(Является продолжением темы АВАРЫ, ВАРЯГИ.)


    Предположение, что аварский каганат был военным орденом, можно попытаться распространить на другие каганаты того времени.


ВРЕМЯ КАГАНАТОВ.

    Л. Н. Гумилев ("Тысячелетие вокруг Каспия" гл.5.50 "Авары истинные и ложные."):
    "...VI - VIII вв. стали эпохой каганатов по всей Великой степи от Желтого до Черного моря. Причем все они: Хазарский и Аварский на западе, тюркютский на востоке - возникли и исчезли, с известным допуском, почти синхронно..."
    Можно добавить спорные Норманский (Русский - ??), Болгарский. Тюркских каганатов было несколько - "первый" и наследовавшие ему Западно- и Восточно-тюркские, причем наследование было организационным, но не этническим.
  Чем можно объяснить такую "волну" государственности степных племен. Конечно завоеваниями. Но войны в степи велись всегда, а столь обширных и жестко организованных образований не было ни до ни, долгое время (до монголов Чингисхана), после каганатов . Для создания подобных образований необходимы, на наш взгляд, два основных фактора - единые жесткие принципы организации и структура способная эти принципы воплотить при подходящих условиях. Каганаты создавались в разных местах, при разных обстоятельствах, этнически разными людьми.


    Предполагаю, что создателями каганатов были бродячие воины - первобытное рыцарство, организовавшиеся в ордена. Подобные воинства существовали и в других регионах. Индийские "Нага саньяси" организованные в "полки" - акхары, сикхские ниханги, Запорожская Сечь, возможно берсерки викингов и дружинники (други) ранних славянских князей. Шаолиньские воины-монахи, принимавшие участие в войнах Китая, фактически представляли собой монашеский воинский орден.
    В Индии воинствующие аскеты существовали ранее образования каганатов. Бодхидхарма, прийдя из Индии, распространил в Шаолине ушу на рубеже V -VI в. (время организации тюрок на Алтае). Варяги терроризировавшие Европу после разгрома Аварского каганата, образовали ряд государств от Балтики до Средиземного моря. Христианские рыцарские ордена основывали государства на Ближнем Востоке, на Средиземноморье, в Прибалтике и в разграбленном Константинополе. Запорожская Сечь - войско рыцарей аскетов, в условиях безвластья приграничия Речи Посполитой и Порты, практически создала свое государство в XVII - XVIII вв. Казаки Донские, Терские, Волжские, Яицкие принимали заметное организующее участие в "воровстве" Смутного времени и гражданских войн XVII - XVIII вв. в России.


"ПОГИБОША АКИ ОБРЕ..."

    Каганаты как бы "растворялись" после своего распада, не оставляя после себя ни государственной организации, ни потомков ее создателей. От Аварского каганата в память осталась летописная поговорка: "...погибоша аки обре; их же несть племени ни наследка".
    Гумилев Л. Н. "Древние тюрки" (Введение):
    "На фоне мировой истории история древнетюркского народа и созданной им державы сводится к вопросу: почему тюрки возникли и почему исчезли, оставив свое имя в наследство многим народам, которые отнюдь не являлись их потомками?...
    ...Однако имя "тюрк" не исчезло. Больше того оно распространилось на пол-Азии. В дальнейшем этот термин еще раз трансформировался и стал названием языковой семьи. Так сделались "тюрками" многие народы, никогда не входившие в великий каганат VI - VII вв. Некоторые из них были даже не монголоиды, как, например, туркмены, османы, азербайджанцы. Другие были злейшими врагами каганата: курыканы - предки якутов и кыргызы - предки хакасов. Третьи сложились раньше, чем сами древние тюрки, например балкарцы и чуваши..."
    "Исчезновение" тюрок, хазар, авар обычно объясняется малочисленностью "паразитирующего" либо "выдающегося" - "пассионарного" этноса. Такое толкование вполне правомерно, но стоит отметить, что за век другой своего владычества такой привилегированный этнос, признавая полигамию, пожалуй размножился бы на порядок, а то и более. Малочисленность и полное исчезновение господствующего этноса реальны в отдельных случаях, однако сомнительны для всего ряда каганатов.

    Если же рассматривать каганаты как государства бродячих рыцарей, то можно понять как "внезапность" их появления, так и "бесследность" их исчезновения. Для этого достаточно рассмотреть писанную историю государственных образований западных монашеских рыцарских орденов, которые также "неожиданно" возникали  на просторах от ближнего востока до Балтики, достигали могущества, "кочевали" по святым местам и островам  средиземноморья, и "мгновенно" исчезали не оставив "ни племени ни наследку".

ТЮРК - ЭТНОС ИЛИ СОЦИУМ?

    Вышеперечисленные каганаты объединяет термин тюрки/турки (кроме возможно Нормандского/Русского-?, хотя турками в западных источниках иногда называли и славян). Турками обитателей каганатов называли соседи - китайцы, арабы, византийцы, франки и прочие. Как этническое самоназвание слово тюрк не зафиксировано в исторических документах того времени:
    "Во второй половине VI в. термин тюрк впервые фиксируется источниками и получает широкое распространение. Согдийцы передавали его как турк (мн.ч. туркут) - "тюрки". Последнюю форму заимствовали китайцы (туцзюе-тюркют), так как первоначально дипломатические и письменные сношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма. Затем термин тюрк фиксируется византийцами, арабами, сирийцами, попадает в санскрит, в различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата термин тюрк означал лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранялось термином и позднее. Государство, созданное собственно тюркским племенным союзом, обозначалось как Тюрк эль. Оба эти значения термина тюрк (союз племен и государство) отражены в древне-тюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. Наряду с этим термин стал обозначать также и принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. В этом смысле его употребляли византийцы и иранцы, но не сами тюрки". ("История востока" т. II. "Восток в средние века . Гл. I. "Азия на рубеже древности и средневековья" "Первый тюркский каганат").
  
    Гумилев Л. Н. "Древние тюрки" Гл. XXIV, стр. 339:
"...Второе интересное обстоятельство - это несоответствие трактовки возникновения тюрок в надписи и в китайских хрониках. Китайцы передают две мифические версии, согласно которым тюрки произошли от малолетнего царевича и волчицы. В надписи вместо мифа и сказки стоит глагол qylyn - делаться, быть сделанным. Китайская эпитафия повторяет именно эту трактовку этногенеза, явно предпочитая ее старинным записям легенд. Теперь происхождение тюрок увязывается со страной Динлин, где "герои во множестве возникали", т. е. осмысление явления становится примитивно-материалистическим, констатацией свойств местной природы..."

    Вероятно тюрками именно "делались", отрекаясь от мира и принимая присягу орденскому братству. И в определенных местах герои именно "во множестве возникали", вербуясь со стороны и воспитываясь с малолетства из детей местных данников, а также детей подобранных на войне. Так было у запорожцев, у турецких янычар, мамелюков.
    Стратегия во многих отношениях выигрышная, не обременяясь обширной аристократией, государство может содержать большое боеспособное войско. Это войско может быть пополнено в сравнительно короткие сроки с минимальными затратами. Своеобразный конвейер по производству недорогого и качественного профессионального войска. Кардинально сокращаются расходы не только на воспитание воина, но и на его содержание - бессемейный воин-аскет принципиально презирающий материальное благосостояние.

НАГИ, НИХАНГИ, ЯНЫЧАРЫ...

    Образ ныне функционирующего ордена сикхских нихангов очень интересен для изучения странствующего рыцарства (Гусева Н. Р. "Индия в зеркале веков"  Гл.12. НИХАНГИ — РЫЦАРИ СМЕРТИ). Основные принципы его организации во многом напоминают основы организации Запорожских сечевиков, подробно описанные историками и путешественниками. Нечто подобное можно увидеть в среде индийских воинствующих аскетов "нага саньяси" - "обнаженные отрекшиеся". Наги, потерявшие свою боевую функциональность, возможно наиболее архаичная форма бродячего рыцарства из известных ныне.

    Наги, ниханги, янычары, запорожские сечевики, казаки вообще (по преданиям ранние донцы и яицкие казаки не имели семей и хозяйств), египетские мамелюки... Можно попытаться выделить некоторые общие принципы бытования:
        -добровольный отказ от мирской жизни, отречение от семейных и родственных связей;
        -для отрешенных закон не писан. Отвергается авторитет любых властей и всех законов кроме власти бога и закона личной и корпоративной чести;
        -по определению являются воинами, смерть в сражении провозглашается единственно почетной;
        -отказ от какого либо производительного труда, живет тем "что бог пошлет", что добудет мечом и подаянием, т.е. фактически кормится войной, а в мирное время поборами обывателей, вымогательством, а то и грабежем.
   
    Интересна еще одна особенность этих орденов - они не только самоорганизованы, но и способны организовать окружающее их общество. Жесткие  (жестокие) принципы и гибкая форма позволяет быстро выстроить руководящую  структуру. В условиях безвластия и хаоса эти "полулегальные" шайки становятся "точками кристаллизации", "скелетом" государства, паразитируя на разобщенных, "разлагающихся" сообществах. Викинги создали не одно государство как среди "диких варваров" Балтики, так и в цивилизованном Средиземноморье (возможно заложив основы мафии на юге современной Италии?). Варяги - русы покрыли сетью княжеств Восточную Европу. Запорожцы фактически создали свое государство в XVII в., выкроив место на пограничье Польши, Крыма, Турции и России. Казачество Дона, Волги, Терека, Яика и Сибири организовали территории развалившейся Золотой Орды. Янычары и мамелюки вершили некоторое время дела в Порте и в Египте. Государства латинских рыцарей монахов с некоторыми оговорками также можно вписать в этот ряд.
    Если признать, что название "тюрки" означает бродячее рыцарство, то такие названия, как Тюркский Эль (два тюркских каганата), Хазарский каганат, Аварский каганат достойно дополнят вышеперечисленное.
      Казаки Донские, Терские, Волжские, Яицкие, Запорожские принимали заметное организующее участие в "воровстве" Смутного времени. Казаки Разина и Пугачева начинали гражданские войны  XVII - XVIII вв. в России.
    Атавизмом бродячего рыцарства, на наш взгляд, является современный институт воров. Интересно отметить, что в условиях постперестроечного российского хаоса, воровские структуры показали свою гибкость и эффективность, заняв сильные позиции во власти.

РУНЫ ТЮРКСКИЕ, ВАРЯЖСКИЕ, КИРГИЗСКИЕ...

    Древние тюрки,киргизы, варяги... Кроме прочего есть еще одна специфическая общая деталь - руническая письменность. Совершенно разные этносы и языки, территории но одна графическая форма письменности: скандинавы - германцы, киргизы - современная тюркская языковая семья, древние тюрки первых каганатов - различные версии этнической и языковой принадлежности. Некоторые авторы говорят о "славянских рунах". Загадка для исследователя - как столь разные этносы, столь далекие друг от друга и лингвистически, и географически, и исторически могли пользоваться однотипной графикой?
    Если принять гипотезу о том, что их объединяет бродячее рыцарство, то этот вопрос находит пусть и не бесспорное, но вполне приемлемое решение - руны являются корпоративной (тайной, мистической?) символикой этой внеэтнической структуры, и распространены от Китая до Балтики бродягами воинами - монахами.


ЖЕЛТО-СИНЕЕ НАСЛЕДИЕ.

     Желто-синяя символика Киевской Руси Святослава, Запорожской Сечи, Швеции, Казахстана, золотая голова волка на синем фоне тюркского каганата, желтые и синие цвета нихангов... Случайно ли совпадение цветов? Хотелось бы знать цвета авар и хазар.


КАЗАКИ, КАЗАХИ, КИРГИЗЫ, ЧЕРКАСЫ, ТУРКИ, ЧУРКИ...

    Существуют различные мнения относительно происхождения и родства названий казак, казах, черкес, черкас. Что лежит в их основе - этническое или социальное  самоопределение? Не углубляясь в эту дискуссию, хочу отметить несколько своих умозаключений:
    - наименование казах равно имени казак, также как киргиз равно черкас (черкес, черкиз). Киргиз-кайсак равнозначно черкас-казак. О переходе "к" и "ч" в тюркских языках говорит еще Абул-Гази в "Родословная туркмен" ("Простой народ, по причине неправильности языка, 'каф' произносит, [как] 'чим'; так 'кыпчак' произносят 'чыпчак'"). Можно отметить, что в связке черкас-казак / киргиз-казах наименование черкес/киргиз зачастую ставится выше, первичнее чем казак;
    - черкеш/кергиз на мой взгляд можно приравнять к древнему тюргеш, а современное русское "чурка" вероятно ведет свое происхождение от "тюрка/турка";
    - жаргонные урка, уркаган вероятно имеют теже корни;
    - возможно стоит внимательнее рассмотреть созвучие турк - друг = дружинник?


    Не пытаясь доказывать вышеприведенные соответствия приведу отдельные выдержки из различных источников.


Генерал А. Ригельман ... который писал, что современные ему донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов.
мамелюки египетские, сирийские, ... тюрки, черкесы... в мамлюкских источниках "джаркас, джаркаси, чаркас, шаркас, шаркасия
мамлюкские хронисты называли тюрками армян, аланов, грузин, абхазов, черкесов, кипчаков, русских и даже греков византийцев.


ДРУГИ ТУРКИ - ЗАКОН НЕ ПИСАН.
 
   - русское друг - княжий дружинник вероятно также ведет свое происхождение от турк - наследие эпохи каганатов;
     - очень может быть, что и русское "дурак" весьма близко  к "друг" - "турок". Если это так, то на поговорки "дуракам закон не писан", "с дураками не связывайся" можно взглянуть совсем по иному. Они становятся близки присловьям "с ворами не связывайся", "ворам (казакам) закон не писан". Само слово "дурак" всегда имело оттенок бесшабашности, безоглядности... Сказочный Иван Дурак являет пример молодого бродячего рыцаря без страха и упрека, оставаясь таковым до свадьбы-женитьбы и получения царского чина.

    Скрынников Р. Г.  "Василий Шуйский" - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.
стр. 71:
    "В апреле 1592 г. столичные дьяки сообщили литовскому посланнику следующие подробности насчет пожаров в Москве: "...то подуровали было мужики воры и Нагих Офонасья з братьею люди, и то сыскано, и приговор им учинен. То дело рядовое, хто вор своровал, тех и казнили, а без вора ни в котором государстве не живет".
стр. 275:
    "Вольные казаки не принадлежали ни к одному из чинов или сословий русского общества. Власти многократно разъясняли, что вольные казаки - это "все беглые люди": они не подчиняются московскому государю, и им закон не писан".

    Не является ли бродячее рыцарство наследием института гражданской инициации. У многих этносов юношество собиралось в особые группы и проявляло себя различными "подвигами" и "молодечеством", вплоть до прямого разбоя. Тацит отмечает, что приобретенные в такой период связи, германцы поддерживали на протяжении всей жизни. Молодые "Иваны дураки", "подуровав" ("подурачившись") в "другой"  (сокральной?) жизни, оставались "дорогими" "другами". Вероятно не всегда и не все хотели возвращаться к "нормальной" жизни. Возможно иногда просто не было такой возможности.



      P.S.    Вероятно изначально  франки и русы также являлись отпочкованием первобытного рыцарства, впоследствии создав две ветви европейской цивилизации. Но это уже другая история.



 АВАРЫ                      ВАРЯГИ



ОСТАВИТЬ
КОММЕНТАРИЙ.



Сайт управляется системой uCoz


Яндекс.Метрика