Персональный сайт
Честненков С. А.

mailto:ChestnenkovSA@yandex.ru





ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА



ГИПОТЕЗА "КИСЛОРОДНОГО КОНТРОЛЯ" ОЛЕДИНЕНИЙ ЗЕМЛИ


ЛЕТОПИСНОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАРОДОВ (варязи ... русь ... фрязи)


ДРЕВЛЯНЕ КАК "ZERIUANI" БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА


  "ОЛЕГ КНЯЗЬ ВЕЩИЙ РУСИ" = "ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЕСИЯ РУСИ"
(притянуто к результату, но...)
          КНЯЗЬ РУСИ
          ОЛЕГ КНЯЗЬ
          КНЯЗЬ ВЕЩИЙ



ПЕРВОБЫТНОЕ РЫЦАРСТВО.
           АВАРЫ
          
ВАРЯГИ
          
ТЮРКИ
          
ИЗ ИНДИИ ИДЕМ, ЦЫГАН С СОБОЙ БЕРЕМ


ВИШНА, КРИШНА, ШИВА И ЗМЕЙ




ВСЯКОРАЗНО
ВОЛОС  скотий:
        I. - Σκύϴοι - "скоутий" сиречь "скуфий", скифский бог, где греческая "ϴ" передается русской "т";

    Предполагаем, что летописное "скотий" бог является транслитерацией Σκύϴοι при переводе с греческого оригинала договора. Прочтение "ϴ" как "ф" в слове Σκύϴοι общепринято, однако возможно не для переводчика договора.

    "...а Олга водивше на роту и мужи его по Рускому закону, кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ скотьемъ богом..."

    "...Азъ Святославъ, князь руский...
...да имЪем клятву от бога, въ его же вЪруемъ -  в Перуна и въ Волоса, скотья бога..."



    Комментаторы летописи обычно называют Велеса богом скота (вероятно покровителем скота), иногда в смысле бога богатства. Однако клянутся, тем более заключая столь важные договора, самым святым - верховным богом. Византийцы, "водивше Олга на роту", вероятно могли различить главное божество противников от бога скотины и богатства.

 СКИФСКИЙ БОГ.

    "Скифская версия", на мой взгляд, вписывается в некоторый этнический ("этносоциальный"?) ряд летописного повествования - "Мужи Олга"  клянутся:
    - оружием - русы-варяги-дружина?;
    - Перуном - русы-славяне? (и Перуном и оружием/ либо Перуном, либо оружием), славянские-племена?;
    - Волосом - скифы-славянские племена?, скифы-неславянские подданные Олега?, скифы-союзники Олега?
Многие исследователи повествуют, что культ Велеса был распространен в северных (великорусских) районах Древней Руси, и был привнесенным в Киеве и Поднепровье.
    Рыбаков Б.А. отмечает ("Язычество древней руси"):
    "договор 911 г., предусматривавший контрибуцию с Византии не только на города Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов, Любеч, Переяславль), но и на отдаленные северные города (Ростов, где известен идол Велеса, и Полоцк), содержит упоминание Волоса.
    Договор Игоря 944 г., явившийся результатом не победы, а лишь угрозы, предусматривал уменьшенную контрибуцию только на три приднепровских города: Киев, Чернигов и Переяславль. Бог Волос в договоре не упомянут. Святослав, в юности сам княживший в Новгороде, вокруг которого его мать, Ольга, установила погосты, вновь включил в свой договор 971 г. северного бога Волоса..."
    Возможно племена поднепровья клянутся "Перуном богом своим", а северная Великая Скуфь Волосом скуфьим богом.

И СКИФ И СКОТ?

    Греки называли скифами северных варваров, в том числе и славян. Русь у византийцев часто именовалась "великой скуфью":

    "...В лЪто 6415. Иде Олегъ на Грекы, Игоря оставив КиевЪ, поя же множество варяг, и словенъ, и  чюдь,  и  словене,  и кривичи, и мерю, и древляны, и радимичи, и поляны, и сЪверо, и вятичи, и хорваты, и дулЪбы, и тиверци, яже суть толковины: си вси  звахуся от грекъ Великая Скуфь..."
   Если исходить из сделанного предположения, то в рассматриваем повествовании о походе Олега греческое "скиф, скифский" передается и как "скотий", и как "скуфь". Однако такая непоследовательность вполне вероятна, если учитывать, что договор является оригинальным документом, позднее попавшим  к летописцу. В зависимости от формы источника летописца возможны варианты:
    - летописец переводил с греческого;
    - делал транслитерацию со "славянского на славянский" - если источник летописца записан рунами, греческим алфавитом, глаголицей, "чертами и резами";
    - переводил с третьего языка - например с болгарского либо варяжского.

И ГОТЫ И СКОТЫ?

    Иоанн де Галонифонтибус "Книга познания мира" Гл.8:
    "Вдоль и вокруг Черного моря живут два малых народа: таты и некоторое число готов. В своей религии они следуют грекам и пользуются греческими буквами. Готы претендуют на происхождение от шотландцев и говорят как англичане. Они живут здесь вдоль побережья близ Каффы, так же как и в Татарии или Кумании..."
    К сожалению не нашел латинского текста "Книги познания мира", неизвестно написание упомянутых шотландцев. Но, если предположить, что это озвученное "германское" Scot, Schotte, то возникают некоторые мысли по этому поводу.
    Чем так милы крымским готам далекие, и не слишком знаменитые кельты?
    Правильно ли понял Галонифонтибус "говорящих по  английски" готов. Не принял ли он ошибочно прародителей крымских готов - неведомых "скотов" за созвучных британцев?
    Не являются ли упомянутые готами шотландские "скоты" античными "Σκύϴοι".
    Не является ли средневековое готы другим прочтением "скоты - Σκύϴοι", тем более что их (они) и называли
скифами в средневековых источниках:
   
    Исидор Севильский «История готов» ( «Historia Gothorum»):
        «Готы произошли от Магога, сына Иафета, и считаются одного рода со Скифами. Вот почему они не слишком различаются в наименовании: одна буква изменяется, другая исчезает – и из ‘Getae’ получается ‘Scythae’»

    Иордан в «Getica», ссылаясь на Исидора Севильского также говорит о совпадении имен готов и скифов:
    «С такими предположениями согласны и многие из старших писателей; однако Иосиф, правдивейший рассказчик анналов, который повсюду блюдет правило истины и раскрывает происхождение вещей от самого их начала, опустил, неведомо почему, сказанное нами о началах племени готов. Упоминая лишь о корнях их от Магога, он уверяет, что зовутся они скифами и по племени, и по имени».
    Приведем также примечание к этой части текста Иордана:
    «75 В разъяснение того, каким образом готы (или геты) называются скифами «и по племени» (et natione), «и по имени» (et vocabulo), можно привести толкование Исидора Севильского, нелепое, как большинство толкований этого авторитетнейшего для западного средневековья писателя. Он сообщает, что скифы и готы происходят от Магога, сына Иафета; сами готы - скифского происхождения («Gotni Scythica probantur origine»), потому что имя «готы» не очень отличается от имени «скифы» - стоит только изменить и отбросить букву: «demutata enim ас detracta littera Getae quasi Scythae sunt nuncupati». А последний слог имени Магог, будучи слегка изменен, указывает на название «гот». Так посредством излюбленной Исидором Севильским игры слов и кажущегося их фонетического сходства доказывается тождество скифов и готов (Isid. Goth. Laud., с. 66; Isid. Etymol., IX, I, 89). Ср. издание Моммсена, стр. 61, прим. 1.»

Остается лишь отметить, что темой данной статьи является не вопрос о самоназвании «готов и скотов» и древнегреческом произношении их имени, а толкование летописного (средневекового?) термина «скотий»



"СКОТОПОДОБНЫЙ" БОГ.
  
    Нельзя исключить толкования Велес - зооморфный - "скотий" бог, бог-тотем, в отличие от Перуна - антропоморфного бога. Опять таки поднепровье с антропоморфным Перуном, а северные варвары со своим "скотоподобным" Велесом. В таком случае слова "скотьим богом" являются вставкой в текст договора, сделанной летописцем христианином. Летописец подчеркивает дикость северных племен в сравнении с полянами, называющих богом тварь скотоподобную. Эту "хулу" на Волоса  добропорядочный христианин употребляет при поминании нечестивого божества? Подобное встречаем при летописном описании древлян:
    "...Поляне бо своих отець обычай имуть кротокъ и тихъ...
...А древляне живяху
звЪриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто...
...Си же творяху обычая кривичи и прочии погании, не вЪдуще закона божия, но творяще сами собЪ законъ..."



P.S.     Можно добавить:
        Ибн Хордадбех "КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН" ("КИТАБ АЛ-МАСАЛИК ВА-Л-МАМАЛИК")
(сайт "Восточная Литература"  http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/frametext8.htm
Текст воспроизведен по изданию: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. М. 1986 © текст - Велиханова Н. М. 1986 © сетевая версия - Тhietmar. 2002).

"§ 74. Обитаемая часть земли разделена на четыре части 148
    В их числе Аруфа (Европа), в которой расположены ал-Андалус, [земли] ас-сакалиба, ар-Рум, Фиранджа, Танджа, [и] так до рубежей Мисра 149. Затем [идет] Лубийа: в ней Миср, ал-Кулзум, ал-Хабаша, ал-Барбар и то, что прилегает к ним, и ал-[125] Бахр ал-Джануб 150; в этих странах нет ни кабанов, ни оленей, ни диких ослов, ни козлов; Итйуфийа: Тихама, Йемен, ас-Синд, ал-Хинд, ас-Син 151. Аскутийа: в ней Арминийа, Хурасан, земли-тюрок и хазар 152".

152. Аскутийа — де Гуе справедливо связывает появление этого названия со скифами.







ОСТАВИТЬ
КОММЕНТАРИЙ.



Сайт управляется системой uCoz


Яндекс.Метрика