Персональный сайт
Честненков С. А.

mailto:ChestnenkovSA@yandex.ru





Главная страница



ГИПОТЕЗА "КИСЛОРОДНОГО КОНТРОЛЯ" ОЛЕДИНЕНИЙ ЗЕМЛИ


ЛЕТОПИСНОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАРОДОВ (варязи ... русь ... фрязи)


ДРЕВЛЯНЕ КАК "ZERIUANI" БАВАРСКОГО ГЕОГРАФА


  "ОЛЕГ КНЯЗЬ ВЕЩИЙ РУСИ" = "ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЕСИЯ РУСИ"
(притянуто к результату, но...)
          КНЯЗЬ РУСИ
          ОЛЕГ КНЯЗЬ
          КНЯЗЬ ВЕЩИЙ



ВОЛОС скотий
Σκύϴοι - "скоутий", "скуфий"


ПЕРВОБЫТНОЕ РЫЦАРСТВО.
           АВАРЫ
          
ВАРЯГИ
          
ТЮРКИ
          
ИЗ ИНДИИ ИДЕМ, ЦЫГАН С СОБОЙ БЕРЕМ





ВСЯКОРАЗНО

ВИШНА, КРИШНА, ШИВА И ЗМЕЙ.

   Предполагается, что образ Змея в мировой мифологии символизирует зиму.

 Анализируя типовые изображения триады индийских богов, и используя символ Змеи  как ключ, попытаемся показать, что Вишну, Кришна и Шива неотделимы друг от друга (Кришна и Шива обычно считаются привнесенными в ведический пантеон богами местных доарийских племен), и являются воплощениями сезонов северноевропейского года: Вишну спящий на Змие Ананте - это Весна "возлежащая" на "Зиме Белой", Кришна змееборец попирающий Змия - Зиму это Лето Красное, Змий Ананта нависающий над головой Шивы - это символ Зимы наследующей Осени.

zmeia

  Как видно из вышеприведенного имеются ввиду восточнославянские названия. Интернет полон сопоставлений Вишну - Весна - Вышний, Вишну-Кришна - Весна-Красна, Шива - Жива. Эти соответствия выводятся из реального созвучия. Таких созвучий гораздо больше, но без смыслового толкования они остаются лишь декларативами. Однако это говорит не столько о близости предков славян и индийцев, сколько об архаичности (сохранности) обоих языков. Тем не менее такая близость вероятна, о чем все чаще начинают говорить некоторые ученые. Большое внимание близости русской и индийской культур, а также вероятной связи прародины древних индоариев с русским севером уделяется в работах Н.Р. Гусевой (перевод статьи Дурга Парад Шастри Связь между русским языком и санскритом ).

               ВИШНУ.
    Вишну, в отличие от других богов индуистской триады, всегда благостный, милостивый к людям бог. Он творец, спаситель человечества, спаситель мира.
    "В ведах мифы о Вишну повествуют о двух его важнейших деяниях: это, во-первых, три шага, которыми он пересек всю вселенную, часто восхваляемые как самое великое из его деяний, и, во-вторых, помощь Индре в поединке с Вритрой. Эти события в карьере Вишну иногда изображаются как два независимых подвига (1.154.2-3; 155.4-5; VII.100.3-5; VIII .29.7), а иногда - как взаимосвязанные (IV. 18.11; VIII. 100.12) ... то место в РВ, где говорится, что Вишну поклоняются как приводящему в движение, подобно вращающемуся колесу, всех своих девяносто коней, у каждого из которых четыре имени (1.155.6). Этот отрывок вместе с отдельными строфами гимна 1.164 не оставляет никаких сомнений, что кони олицетворяют дни, а их имена - времена года". (Р. Н. Дандекар "От вед к индуизму: Эволюционирующая мифология"; М.: Вост. лит., 2002. стр. 68).
    Вишну - проявление весеннего хода Солнца, который за три оборота луны (три шага за которые Вишну объял весь мир) превратился из маленького "карлика" в жаркое светило. Вышеупомянутые девяносто коней Вишну это, на наш взгляд, девяносто дней трех весенних месяцев. Царь весеннего пробуждения природы, "своим жаром накаливший мир", "породивший солнце, утреннюю зарю (и) Агни".
    В мифе об аватаре в образе карлика-вамана Вишну тремя шагами отнял власть у царя дайтьев Бали внука Прахлады, прибравшего к рукам небесное царство и потеснившего главу богов Индру. Вишну разрешил Бали раз в год посещать бывшее своё царство (Пол Томас "Легенды и мифы древней Индии"). Бали встречается и в других мифах и везде он на некоторое время становится владыкой мира, терпя затем поражение в борьбе с богами. Так в мифе о пахтании молочного океана царем асуров является Бали. Царя Бали внука Прахлады в предлагаемой интерпритации можно рассматривать как царя Бела(го) - внука Прохлады - олицетворение зимы. Герой Прахлада встречается также в мифе о Вишну Нарасимхе, являясь уже сыном царя дайтьев Хираньякашипу (Пол Томас "Легенды и мифы древней Индии"). Т.е. Прахлада рассматривается как благой герой из “злого” рода дайтьев, периодически захватывающих мир. Русская “про|хлада” (пора холода??), одно из проявлений злого холода, также иногда имеет “благой” оттенок, особенно вдали от "хладного" севера. Данный сюжет можно также соотнести с мифом о Змие Вала, при этом Змий Вала - Зима Бела|я - царь Бали – славянский Белый бог (Белый царь ?), противоположение Чернобога (Кришны?).
    Вишну появляется покоящимся на змее, плавающим по мировым водам. На наш взгляд воды по которым плавает Вишну - Вешние воды (родовые воды миросотворения??), змей на котором он плавает символизирует зиму. "Согласно другому варианту мифа о потопе (Мбх. III 194), Вишну в конце каждого мирового цикла (см. Юга) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственный акт творения мира" ("Мифологический словарь" ст. Вишну).

                КРИШНА.
 Одной из аватар Вишну является Вишну-Кришна, которого можно соотнести с русским названием: Вишну-Кришна - Весна-Красна. Весна-Красна начинается с Красной Горки - Красной Горы - "Красной Поры". Гора Красная - пора красная - пре|красная.
    Этимологию имени Кришна и слова "красно" можно попытаться вывести из соотнесения индийского "Хари Кришна" и русского "гори ясно". Если предположить, что индийское "Хари! Хари! Кришна!" является аналогом русского "Гори! Гори! Ясно!" ("Гори! Гори! Гори-Ясно!"), то Кришна-Красно является редуцированным "Гори! Ясно!" - "гори-ясно" - "гарусно" - "грясно" - "красно" - "Кришна". Где "ясно" - ясень огонь("с" - "г") - Агни бог - агнц божий ("ясны" Авесты - ягни-огни?). "Красно" - все оттенки пламени от золотистого до синего.
        Хари! Хари! Кришна!
        Гори! Гори! Гори! Ясно!
        Гари! Гари! Гар|у|сно!
        Кари! Кари! Красно!
        Ура! Ура! Ура! Агне!
    "Санскритское слово "харас" ("хара, хари"), которое обозначает "огонь", "пламя", "наполненность энергией" и употребляется в Индии вплоть до наших дней в качестве синонима самого понятия "бог" (Н. Р. Гусева "Индия в зеркале веков"). Русское гори, украинское "горi" - выше, русское подбрасывание под троекратное "Ура" - вероятно напрямую связаны.

    Кришной в Индии называют человека приятной наружности и нрава, человека в рассвете сил. На Руси таких людей называют "красными" - красна девица, красный молодец. Cолнце называют Красным Солнышком. Красным называют все лучшее, отборное, парадное. Понятие красивый вероятно происходит от "красный".
    "Кришна ("черный", "тёмный", "тёмно-синий"), в индуистской мифологии сын Васудевы и Деваки, аватара Вишну. Цвет тела Кришну - тёмно-синий или тёмно-лиловый (реже он изображается совсем черным, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым)...". ("Мифологический словарь" - М.:"Советская энциклопедия",1991).
    В отличие от индийского, русский красный цвет это именно "красный", хотя и в довольно широком спектре. Так у В. И. Даля: "по цвету: рудо, алый, чермный, червленой: кирпичный, малиновый, огневой и пр. разных оттенков и густоты; сравнит. степень краснее... Красный железняк, руда, железная окись; - карандаш, железистая глина красного цвета". Т. е. возможно токование и как красно-коричневый. Само название коричневый (крчн - крсн) возможно происходит от красный.

    Кришна это бог воплотившийся в человека, т. е. частица небесного огня дарованного людям. Бог змееборец попирающий зиму.

                ШИВА.
    За летом красным следует осенняя пора. Шива, олицетворяющий одновременно силу, богатство, аскетизм, разрушение - является на наш взгляд богом Осени - временем богатства, урожая, накопления сил, и временем увядания - преддверия зимы (змея). Шива разрушитель мира и одновременно зачинатель будущего мира (осень - пора, когда увядает природа и одновременно закладываются семена будущей жизни (семя - зима?)). "В верховной индуистской триаде ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы" (Мифолог-й словарь).
    Шива всегда наг, что символизирует его отрешенность от мира. "Его спутанные кудри стянуты кольцами змеи, капюшон которой раскрыт над его головой. Другое такое же пресмыкающееся обвивает его шею, а третье служит священным шнуром" (Пол Томас "Легенды, мифы и эпос древней Индии" стр.76). В волосах Шивы затихла божественная река Ганга. Не оледенела ли она к зиме? Ганга в мифологии является небесной рекой, возможно в волосах Шивы затихли осенние дожди. Шиваиты посыпают голову пеплом жертвенного костра. Нельзя исключить того, что Шива это еще и "Сивый", седой бог - "Зола" годового костра.
    Интересен и такой "осенний" сюжет - "...Парвати в игривом настроении подкралась к нему сзади и закрыла ему (Шиве) глаза руками. Результат был катастрофическим. Три мира погрузились во тьму, и, лишившись света и тепла, все живое начало гибнуть..." (Пол Томас "Легенды, мифы и эпос древней Индии" стр.80). Возможно солнце склонилось к горизонту, дни стали коротки (наступили длинные северные ночи?). У Шивы открылся третий глаз (может быть бабье лето - "лето Парвати"?).

    Вероятно в славянской мифологии аналогом Шивы являются иногда упоминаемые божества с именами Желя , Жива, Сива, Зеля, Зывые (Zyvye Яна Длугоша) и подобными (Гельмольд - "...Жива (Siva) богиня полабов..." (в Гоа торговец сувенирами произносил именно “Сива”, а не “Шива”).  Имеется интересная, по всей видимости авторская, вставка про Сифа сына Адама в "Рогожском летописце" (стр.25 "Се суть греси Каиновы"): "...Сифа бо человецы богомъ нарекоша, и тьи бо прежде Еврейскую извыче грамоту, и знамениа небеснаа, и 4 стихиа летъ, и месяци знають ихъ, пръвую нарече Кронъ, вторую Дию, 3-ю Арисъ, 4-ю Афродитъ, 5-ю Ермисъ..."

                ЗМИЙ.
    Изначальное предположение, что Змий в мировом фольклоре символизирует зиму конечно проблематично. Однако полученный в результате образ является, на наш взгляд, вполне цельным и весьма логичным. Соотнесение Змия и Зимы можно попытаться вывести из имени злого начала русского эпоса Змея Горыныча. Сказочный "Змей Горыныч" "о трех головах" (иногда 6, 9 и 12 голов) - это "Зимей Горы Ночь" - "Зимней Поры Начало", где головы змия - три зимних месяца.
    В весенние дни у славян бытовали ритуалы изгнания змей. Приведем некоторые данные из книги Т. А. Агапкиной "Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл" (М.: "Индрик", 2002. стр. 73-76):
        "1 марта, день сорока мучеников, Благовещение и день пророка Иеремии - вот те основные даты, когда в южнославянских регионах принято было изгонять змей. (В балканославянских традициях практически каждый из этих дней мог называться "змеиным")...
        ...У восточных и западных славян также были известны очистительные действия, адресованные хтоническим животным (змеям, ужам, лягушкам и жабам). Однако они совершались на страстной неделе...
        ...у южных славян это было в прямом смысле изгнание змей, приуроченное к дням их появления (выползания) из змеиных нор; у восточных и западных славян аналогичные действия обычно имели характер превентивного оберега".

    Т.е. можно предположить символику круговорота: змея/зима/семя - Вишну (весна) покоящийся на змее - Кришну (лето красное) попирающий змею - Шива (осень) опутанный змеями - семя/змея/зима  с наступлением которой бог умирает ("впадает в зимнюю спячку"), что бы проснуться в образе Вишну.
________________________________________________________________

    Вишну, Кришна, Шива являются "сезонными" воплощениями Бога Единого. Это замкнутый цикл, и поэтому для почитателей каждого из них остальные божества являются только проявлениями своего патрона - аватарами. К указанной триаде необходимо добавить дюжину месяцев. Глава ведического пантеона Индра - первый из первых, "Первозванный" на питие сомы (зимы?) представляет другой слой богов. Его можно соотнести с почитаемым на Руси Андреем Первозванным - одним из двенадцати апостолов - первым месяцем года??, хотя для его почитателей он также может считаться "годовым" богом, "вмещающим" всех остальных.

________________________________________________________________

    Вишну, Кришну и Шиву можно попытаться соотнести с русскими названиями бога единого в православной терминологии - бога Вышнего, бога Горнего, бога Жива(го), что вероятно является следствием соотнесения перевода священных текстов с языческими терминами.

________________________________________________________________

    Интересно еще одно сопоставление - змееборца Кришны с образом святого Георгия. На наш взгляд имена Георгий, Егор, Григорий и многие подобные восходят к тому же стиху "Гори! Гори! Ясно! - Хари! Хари! Кришна!" (древнегреческой Хоре?, и другим подобным??). Где "Гори! Гори!" редуцируется до "Гори|гория", "гор|Егора", "Г(ео)р|гия", "Гюр|гия" - Юрия и множества подобных имен - Сергий (Гергий), Игорь (горИ|гори) и т.п.


________________________________________________________________


________________________________________________________________

PS. Некоторые мифологические змии.

"ВРИТРА ("затор", "преграда"), в древневедийской мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек; … Вритра самый известный из демонов ("перворожденный", РВ I 32, 3, 4); … Вритра скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. Его мать - Дану. Вместе с тем Вритра покоится на горе. У него 99 крепостей, разрушенных Индрой. Иногда упоминается 99 вритр, детей Вритры… ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра сокрушает Вритру…" ("Мифологический словарь" - М.:"Советская энциклопедия",1991).

Ври/Тра (три/вра?) - три оборота луны? - три месяца года, вероятно зимних? - почти Змей Горыныч о трех головах. Понятно, как воды зимой запираются. Почему 99 крепостей, а не 90 - три месяца? Индра сокрушает Вритру "алмазной" Ваджрой - напрашивается "вёдро" (ясная погода) и ветер?
__________________________________

"ВАЛА ("охватывающий", "скрывающий"), в ведийской мифологии имя демона, скрывающего в пещере коров, похищенных Пани, и название самой пещеры… Индра посылает на поиски божественную собаку Сараму, которая выследила коров… Индра и Брихаспати во главе семи мудрецов ангирасов разрушают пещеру и освобождают коров. Тьма исчезает, появляется богиня зари Ушас. Вала поднимает вой, но Индра поражает его. Этот миф интерпретировали по-разному: в нем видели образ жертвенных возлияний (коровы с молоком) или космогонический символ утренней зари, света, разгоняющего ночной мрак (коровы-лучи). Иногда Вала - брат Вритры; возможно, что их имена связаны между собой…" ("Мифологический словарь" - М.:"Советская энциклопедия",1991).

Индра освобождает утренние зори и дни, которые длинная Зима Бела/Вала? запрятала в пещере (Солнце зимой прячется за арктическим горизонтом). "Ведические коровы" = зори (отмечается не только в приведенном выше тексте словаря, например Б.Г. Тилак. Оно и на Руси, что ни "Звездочка" то "Зорька").
__________________________________

ЗМЕЙ ИСКУСИТЕЛЬ (грехопадение Адама и Евы).

Яблоко - символ Солнца. Ева - Земля? (Земля считается женским началом) "съела"/"надкусила"/"искусила" Солнце (светило склонилось к горизонту). Люди познали стыд (по русски практически "студ" ??? - Фасмер дает прямое родство), прикрылись фиговыми листочками (стужа однако), были изгнаны из Рая ( сытая и теплая осень сменилась зимой)?



ОСТАВИТЬ
КОММЕНТАРИЙ.



Сайт управляется системой uCoz


Яндекс.Метрика